Адва́йта (санскр. अद्वैत[1]), или недвойственность — расовое индусское учение о том, что всё на свете, в том числе и ты, дорогой Анон, есть ничто иное как сознание (не личное и, по совместительству, Б-г) — единое, а точнее есть только оно иничего нет вообще больше — всё одно. Нет второго, нет противоположности — нет двойственности!

Рядовому анонимусу с первого взгляда будет сложно отличить сабж от дзена и прочего буддизма, а также даосизма, пантеизма, множественного солипсизма, субъективного идеализма и прочих измов. И что характерно, принципиальных отличий действительно немного (о них — в конце статьи). Однако винрарность адвайты — в наличии большого количества современных гуру и в изложении высокой Истины простым и доступным языком, без выебонов и троллинга альтернативных точек зрения. Как и конкурирующие учения, адвайта является отличным способом ебанутся на отличненько на долгие годы.

В беседах, проводимых Гуру, нередко встречаются ссылки на другие религии, в том числе на христианство и ислам, и, само собой, на Веды и Упанишады.

Суть

Джнана-йога — один из видов йоги в философии индуизма, базирующийся на философской системе адвайта-веданты.
Как анонимусу должно быть известно из учебников по биологии, зрительные образы, звуки, тактильные ощущения и прочая хуита попадает к нам в моцк по нервным окончаниям с помощью электрических импульсов. Если, например, вынуть наш моск из черепной коробки и поместить в колбу, а на те же нервные окончания подать нужные электрические импульсы, то наш моск ничего не заметит[2]. Следовательно, всё, что мы воспринимаем, и всё, с чем мы взаимодействуем — это мы сами, то есть наше сознание, а существование и реальность внешних по отношению к нам объектов бессмысленно даже обсуждать. Это кажется банальностью, но если прочувствовать эту мысль по-настоящему и попытаться удерживать ее интуитивное понимание в голове достаточно длительное время, можно словить неиллюзорный и доставляющий трип, а особо настойчивых ждет просветление, как правило, выражающееся во взрывном смехе от осознания простоты сего факта и иллюзорности той жизни, к которой все мы привычны.

Интересующиеся сабжем более подробно легко найдут литературу, раскрывающую все тонкости адвайты, погуглив имя любого из приведенных в следующих разделах мастеров (особо рекомендуется Шри Рамана Махарши). Однако считаем своим долгом предупредить: существует только две категории читателей подобной литературы. Первая категория ниасиливает читаемое с первых же страниц по причине беспрестанного повтора и разжевывания одних и тех же идей. Вторая категория, как правило, также понимает всю содержательную однообразность этих книг, но проглатывает их на одном дыхании и требует еще, поскольку их прочтение вызывает в них совершенно необъяснимое, но вместе с тем физически вполне осязаемое чувство невъебенного кайфа.

Сатсанг

Другим способом познать смысл адвайты (а заодно и всего сущего) является посещение сатсанга. Данное действо выглядит так: толпа Ищущих садится ровными рядками вокруг Гуру, и кто-нибудь из них задает ему тупой вопрос. Гуру с безмятежной улыбкой троллит вопрошающего до полного вина (не лулзов ради, а пользы для), а затем ждет следующего вопроса от тех, до кого еще не дошло. Если все молчат, может просто посидеть молча, предоставив страждущим благоговейно втыкать на него, либо выберет себе новую жертву для троллинга.

Те, кто посещал сатсанг у «правильного» Гуру, утверждают, что даже простое созерцание Учителя приносит ни с чем не сравнимый кайф. Но достаточно встречается и тех, кто утверждает, что все это — просто один из относительно честных способов отъема денег у населения. Существуют два базовых критерия, позволяющие простому смертному определить, кто перед вами — мастер истинный али подлый лжец и провокатор:
1.Ощущение невъебенного кайфа в присутствии ТруЪ-мастера. Однако сами же ТруЪ-мастера в своих книгах иногда утверждают, что, если ищущий пришел без должного настроя, то чуда не произойдет. А с другой стороны, искреннему ищущему Мироздание поможет обрести вин, даже если он пришел к самому Сотоне. Так что критерий, в общем-то, почти бесполезен.
2.Настоящий Гуру не берет денег, а работает бескорыстно. Правда, если он живет за бугром и приехал в твою страну по приглашению инициативной группы, то ты, как честный человек, обязан скинуться ему на билет и на аренду помещения, в котором он будет принимать вашу пиздобратию. А определить, сколько денег он потратил на самолет, а сколько он совершенно своекорыстно загребет себе, бывает не так-то просто. Так что, если хочешь Труёвости, покупай себе билет и сам поезжай к Настоящему Гуру. Но если он вдруг окажется не ТруЪ — ты сам себе злобный буратин. Ну ты понел.

Альтернативное мнение

Истинная суть адвайтоты — это один из способов сомнительного успокоения ищущего духа. Ответов на вопрос «кто ты такой», «что за мир вокруг тебя», и на прочие — нету. Cовсем нету, а очень хочется. Вот товарищи среди прочих вариантов ответов придумали адвайту. Но как минимум — ты и каждый из мастеров адвайты неотделим от своего тела (тождественен ему или нет — это другой вопрос, но неотделим точно), всем им надо жрать@срать (а тебе ещё и ржать, лол). И нарушить закон сохранения энергии никому из них не удается, и даже если всё вокруг матрица — они не тянут на НЕО. Cледовательно адвайта=такая же хуита как и всё остальное в этом мире, очередной способ заполнить свой сраный холод бытия, способ конечно менее вредный, чем ПГМ например, но все равно хуита. Алсо «однако сами же ТруЪ-мастера в своих книгах иногда утверждают, что, если ищущий пришел без должного настроя, то чуда не произойдет». Не с такими ли доводами продают структурированную воду?

Приколы и подъёбки

Существует определенное количество канонiчных объяснений, традиционно использующихся Мастерами адвайты для того чтобы потроллить целевую аудиторию, выбить из нее дерьмо и заставить ее уловить суть. Некоторые из них приведены ниже.

Внимание! При прочтении нижеследующего, многие моменты покажутся анонимусу спорными, и он, ничтоже сумняшеся, начнет священную войну правок. А зря, ведь данные философские пассажи — всего лишь инструменты троллинга и расширения сознания ЦА.

Кто ты?

Вопрос «Кто я?» считается самым эффективным в мире способом достичь просветления. Обращённый против слушателя, часто используется как комбобрейкер, когда ЦА задаёт слишком тупые вопросы, никак не приближающие её к сути дела. Примеры:

— Как выйти из колеса рождений и смертей?
— Понять, что оно означает.
— Не должен ли я оставить свою жену и семью?
— Чем они вредят вам? Сначала выясните, кто вы такой.

из бесед Шри Раманы Махарши

или:

— Почему я рождён?
— Кто рождён? Ответ одинаков на все ваши вопросы.
— В таком случае, кто я?
— (Улыбаясь) Вы пришли экзаменовать и спрашивать меня? Вы должны сами сказать, кто вы.

из бесед Шри Раманы Махарши

Между прочим, в «Вавилоне-5» Лориен утверждает, что удовлетворительного ответа на этот вопрос не существует.

Жизнь без головы

« У Авалокитешвары тысяча рук, и в каждой по глазу. Который из них истинный?» — дзенский коан

Подъёбка популяризована неким Дугласом Хардингом в одноименной книге. Смысл прост: кто из вас хоть раз в жизни видел собственную голову? Нет, не в зеркале, дорогой анонимус, а непосредственно? На самом деле, каждый из нас смотрит на мир через огромное окно с неопределенными границами, из которого торчит несуразное туловище. В это окно мы и наблюдаем окружающий мир, а также других людей, которые, в отличие от нас, имеют голову. Собственно, и мысли-то тоже находятся у нас не в голове, а в некотором окружающем пространстве, так что мы можем их наблюдать как бы со стороны. Данную телегу можно также неоднократно встретить в различных дзенских коанах и притчах.

Прошлое, настоящее и будущее

« Прошлое забыто, будущее закрыто, настоящее — даровано. Поэтому его и зовут настоящим.»
— Alice Morse Earle, популяризовано благодаря «Кунг-Фу Панде»

Рассмотрим такой простой предмет как прошлое. Мы знаем о нём исключительно из воспоминаний. А воспоминания, как известно, бывают ложными, почти всегда искажаются со временем, и вообще никто не гарантирует нам, что мы сами не сгенерили подсознательно всю нашу историю пять минут назад. И, что ещё более важно, прошлое для нас существует ровно в тот момент, когда мы о нём вспоминаем, то есть прошлое — это всего лишь мысли в настоящем. То же самое можно сказать о будущем, которое представляет собой всего лишь планы, существующие в настоящем. Следовательно, существует исключительно настоящее, а сама концепция «настоящее» тоже теряет смысл без прошлого и будущего. Таким образом, время — это условность, которой на самом деле не существует, а существует лишь текущая конфигурация сознания, включающая в себя концепцию времени.

ТруЪ мозгоёбы также могут получить эстетическое удовольствие, осознав в полной мере тот простой факт, что наблюдаемый нами текущий момент уже в прошлом, а о настоящем нам неизвестно ровным счетом НИЧЕГО, ввиду ненулевого времени прохождения сигналов по нервным окончаниям. Хотя поскольку свои нервные окончания люди видели ещё реже чем свою голову, говорить о них и о ВРЕМЕНИ прохождения сигналов по ним с точки зрения адвайты значит говорить хуиту.

Свобода воли

Собственно, все учителя адвайты дружно отрицают свободу воли. Есть определенные законы, в соответствии с которыми плавно и неспешно протекает жизнь. И то, что мы считаем личностью, также обусловлено этими законами. Что подтверждается и новейшими исследованиями в области психиатрии и нейродинамики. Ну и вообще, «личность» — понятие глубоко условное, так как претерпевает непрерывные изменения. Так что единственное, что мы можем делать — это наблюдать за тем, как все вокруг изменяется по неизвестному нам сценарию. То, что наблюдает, и является нашей истинной природой, но не так-то просто отделить эту штуку от той шелухи, которую мы считаем собой.

Мастера

Биографии многих Гуру, или, как их еще называют, джняни, весьма доставляют и достойны упоминания, когда речь идет о сабже.

Шри Рамана Махарши

Рамана смотрит на тебя, как на самого себя
Самый распиаренный персонаж, жил в самом начале ХХ века и оставил после себя несметное количество просветленных учеников. В детстве демонстрировал полное безразличие ко всему и завидный похуизм. Однажды его родственники саркастически заметили, что не понимают, зачем такому «великому созерцателю» вообще нужны семья, школа и дом. Рамана благодушно согласился, что все это ему действительно нахрен не сдалось, скоммуниздил у старшего брата денег на поезд и уехал на гору медитировать, где и оставался весь остаток жизни.

Пападжи

Столь же похуистичный товарищ, ученик Махарши. С раннего детства был кришнаитом. По настоянию отца, женился и пошел офицером в армию[4], но быстро понял, что ему до лампочки и армия, и жена. Вместо того чтобы, как все нормальные люди, потреблядствовать и предаваться разврату, упорно пытался найти Бога. И даже уже почти нашел, но ВНЕЗАПНО встретил Махарши, который сказал ему что-то вроде: «Забей чувак, херня это все, личностного бога не существует, а только безличностное ничто пронизывающее всё. На самом деле ложки-то и нет». Пападжи забил, и его тут же настиг лютый вин, позволивший ему невозбранно троллить таких же дуриков, каким он ранее был сам.

Рамеш Балсекар

Рамеш был президентом банка, любил играть в гольф и вообще умел жить со вкусом. Но под сраку лет его все это изрядно подзаебало, и он ушел на пенсию. Как другие пенсионеры коротают время, занимаясь мандежом на лавочках или вступая в клубы «Кому за 40» и «А ну-ка девочки», так и Рамеш стал регулярно ходить на беседы местного учителя адвайты, Нисаргадатты Махараджа. Поскольку публика там была разномастная, от необразованных индусских крестьян до английских аристократов, а Гуру английского не знал, Рамеш взялся переводить его сентенции на инглиш. Через некоторое время он обнаружил, что «уже и сам понял, а они не понимают». Разумеется, Гуру быстро пропалил, что Рамеш уже и сам в теме, и запинал его нести учение в массы самостоятельно.

Рам Цзы

Рам Цзы умеет и любит троллить небыдло
Пожалуй, самый эпичный персонаж. Расовый пиндосский алконавт, настоящее имя которого Уэйн Ликерман (что символизирует), с 16 лет все свободное время квасил в барах и закидывался всем, чем придется. Но в один прекрасный момент, ни с того ни с сего, без всяких внешних на то причин, секс драгз и рок-н-ролл ему вдруг ВНЕЗАПНО остопиздели. Само это событие очень его расстроило, так как он не знал, чем ему собственно теперь заниматься. Его абсолютно устраивала та жизнь, которой он жил. А так как эта жизнь, почему то вдруг перестала ему «доставлять», он стал искать причину этого события и новый так сказать смысл своего существования. А где искать такого рода инфу? Ясно, что не у своих дружбанов по обдалбёжке, у них то как раз «всё в порядке». Поэтому он ломанулся в «духовное» болото, в котором плавал полтора года и по причине которого, от него самого уже стало заметно попахивать классическим «духовным небыдло», но на его беду появился Рамеш Балсекар, который и подраскидал ему про «просветление» и несуществующую ложку, что быстро выветрило из Ликермана всю его «духовную вонь», накопившуюся за полтора года, которую теперь и он сам выветривает из других своими книгами и сатсангами. Книги Ликермана чуть менее, чем полностью состоят из толстого, как сам Ликерман, но весьма доставляющего троллинга и стёба над хиппанами, психонавтами, небыдлом и прочими одухотворёнными личностями. Впрочем, эти книги прекрасно вписываются в общую канву адвайта-литературы, и правило, упомянутое в начале статьи, в целом работает и для них.

И другие, тысячи их!

В настоящее время по миру колесит невероятное количество разнообразных гуру, труёвость которых даже не хочется обсуждать (ибо на них глубоко похуй). Среди них полно европейцев, и встречаются даже хитрожопые русские, въехавшие в перспективность темы. Благо, почва благодатна, и спрос присутствует.

Адвайта, небыдло и поиск глубинного смысла

Тема адвайты весьма популярна в кругах небыдла, которое так любят стебать сами джняни. Атмосфера «высокой духовности», эзотерические заманухи и чувство собственной причастности к чему-то великому толпами влекут их в Индию, создавая новую нишу туристического бизнеса. В частности, такой Задрищенск как Лакнау вообще стал туристическим объектом исключительно благодаря проживанию в нем упомянутого ранее Пападжи. Самым же известным «духовным» курортом является Гоа город Тируваннамалай, и конкретно расположенная в нем гора Аруначала, издревле считавшаяся у индусов местом обитания Шивы и известная европейцам тем, что именно там тусовался Шри Рамана Махарши.

Есть предположение, что йоги и психонавты, активно увлекающиеся сабжем — доступная и вкусная нямка для тролля, но проверке оно не подвергалось по причине отсутствия в отечественных Интернетах годных рассадников ЦА. Кроме того, едва ли ты, Анонимус, сможешь организовывать вбросы столь же искусно, как это делают сами гуру, так что смотри и учись:

Посетитель. Реальны ли боги Ишвара и Вишну и их священные местообитания Кайласа и Вайкунтха?
Махарши. Так же реальны, как вы в этом теле.
П. Они, подобно моему телу, обладают феноменальным существованием? Или же это чистые выдумки, как рога зайца?
М. Они действительно существуют.
П. Если так, то они где-то должны быть. Где они?
М. Люди, видевшие их, говорят, что они где-то существуют. Поэтому мы должны принять такое утверждение.
П. Где же они существуют?
М. В вас.
П. Тогда это только идея, которую я могу создать и контролировать?
М. Всё подобно этому.

Другое дело, что матерые адвайтисты наслушались таких речей уже гигабайтами, и потому скорее сами затроллят тебя.

Адвайта и квантмех

Мадукар запасся попкорном и фтыкает на достижения современного квантмеха
Собственно, существующая наука никак не противоречит идеям субъективного идеализма, потому что не пересекается с ними в принципе, в прямом смысле. А солипсизм, частным случаем которого можно, с небольшими уточнениями, назвать и адвайту, неопровергаем (непроверяем) в принципе. И пока австрийские ученые продолжают ставить опыты, опровергающие принцип локального реализма, а научное сообщество серийно производит кирпичи на зависть Рязанскому кирпичному заводу, довольные джняни активно пользуются научными плодами для обоснования учения адвайты. Особенно преуспел в этом бывший немецкий тележурналист, а ныне Гуру, спортсмен и просто няшка Мадукар.

Адвайта и гешефт

Есть такой интересный сайт http://www.advaita.org. Это сайт «Братства Адвайты» — некоммерческой организации, созданной бывшим президентом банка Рамешем Балсекаром вместе со своим «духовным сыном» Уэйном Ликерманом. И хоть Настоящий Гуру и не берёт денег, но чтобы официально стать членом братства, нужно ежемесячно переводить в эту организацию своё бабло. Для самых нищебродных основное членство стоит 25$ в месяц. Серебряное членство — 50$ в месяц (в подарок высылают книгу с подписью Рам Цзы). Золотое — 100$ в месяц (подарок — две книжки). Платиновое — 200$ в месяц (подарок — некий особый дар). И для самых адвайтистых можно приобрести статус «Ангел-хранитель» за 500$ ежемесячно (про подарки ничего не сказано).

Как говорится на сайте, пожертвования нужны для того, чтобы сделать преподавание адвайты доступным для всех заинтересованных. И действительно, после пожертвования заинтересованному хомячку открывают доступ к видео с Рамешом с Уэйном. Впрочем никто не мешает посмотреть те же видео на ютубе бесплатно и без смс.

C чем не следует путать адвайту

Адвайта vs Солипсизм

Солипсизм обычно ассоциируется по большей части с одним якобы спящим мудаком, которого окружающие пытаются убедить, что они никуя не менее реальны, чем он сам. В адвайте же все люди равноправны, что нисколько не умаляет иллюзорность всего сущего. Это можно было бы назвать «множественным солипсизмом», но адвайта имеет более древнюю историю и держит в своем арсенале не только идеи, но и практические методы. Ну и вообще, называть адвайту солипсизмом — такой же моветон, как жрать суши вилкой. Небыдло гарантирует.

Адвайта vs Буддизм

Адвайту и буддизм издревле связывают тёплые, дружеские отношения. Об этом в другой статье.

Ныне различие в том, что к таким вещам как карма и прошлые перерождения учителя адвайты (не той адвайты-веданты) равнодушны, рассматривая их как лишний мусор в голове. Тем не менее, они эти понятия используют в своих беседах, когда это позволяет им общаться с аудиторией на понятном ей языке, например, с буддистами или вайшнавами. Точно также, когда вопрос задает христианин, он получает ответ в контексте христианства. Учителя адвайты не видят противоречий между адвайтой и любой другой религией, и клонят к тому, что адвайта вообще не религия в бытовом смысле слова, а даже выше.

Троллинг адвайты

Адвайта начинается с вопроса: «Кто я такой?». Это некорректный вопрос. Он несёт в себе скрытое утверждение, с которым ещё нужно будет согласиться. Вопрос «Кто я такой?» предполагает наличие «Я», но только пока неизвестно, чем оно является. В Саббасава сутте (МН 2) Будда называет такие вопросы «не мудрым вниманием» (айонисо манасикара), а в Махатанхасанкхая сутте (МН 38) он говорит, что такие вопросы оставляют человека «внутренне запутанным» (катхамакатха). Другими словами, этот вопрос не ведёт к прозрению.

Надо отметить, что критика Адвайты идёт в основном со стороны буддизма Тхеравады, так как в традициях буддизма Махаяны есть сходные концепции не-двойственности. Как уже было сказано выше, Шанкару неоднократно обвиняли в "криптобуддизме", а основателей Махаяны - в том же самом навыворот.

Адвайта vs Индуизм

Индуизмом адвайта тоже не является, являясь производной от его части (см. выше). Адвайте похуй на чакры, мантры и прочую мишуру из других индуистских направлений. Учителя адвайты не считают себя обязанными следовать индуистским ритуалам и верить в индуистских богов, но и не отрицают все это категорически. Поскольку большинство мастеров адвайты родом из Индии, они соблюдают индуистские ритуалы просто по привычке и чтобы не особо выделяться (как если бы, живя в России, они бухали бы вместе со всеми по праздникам). Но по-чесноку открыто вам скажут, что все это — бессмысленная херня и не имеет никакого значения. Тащемта стоить отметить что изначально, напротяжении многих веков существовала адвайта-веданта. Это тоже самое о чём говорит эта статья, но с Б-гом. И то что в двадцатом веке кому-то перестал нравится Бог, а сама идея осталась привлекательной, не значит что Бог мёртв адвайты-веданты уже нет, а говорит о том что просто адвайта это новодел для запада который устал от попов, крестов и обрезания. Поэтому если адвайта вам пришлась по душе, но без Бога скучно и жизнь безблагодатна, курите материалы по адвайте-веданте.

Адвайта vs Эзотерика

Мастера адвайты люто стебут эзотерических искателей и отрицают всякую мистичность адвайты, как Кураев Чудинова в передаче у Гордона. Как уже было сказано, в адвайте нет никаких ритуалов, красивой атрибутики и даже медитации. Единственное, что там есть — исследование собственного ума, которое не зависит ни от антуража, ни от позы.

Адвайта vs Секты

Адвайта не имеет ничего общего с сектами, по следующим причинам:
Последователи адвайты никого никуда не завлекают, практически не занимаются саморекламой и миссионерством. Кому надо, тот найдет.
У адвайты нет централизованного источника идеологии, который бы «спускал директивы», а взамен собирал деньги.
Никто из учителей адвайты не только не пытается переманить на свою сторону последователей других религий, а даже не рассматривает адвайту как религию. Они одинаково хорошо относятся к христианству, буддизму, индуизму, исламу.

Адвайта в современной культуре

Тащемта, сабж встречается в современной культуре на каждом шагу, но его, как правило, не узнают и принимают за солипсизм. В частности, великое Матрицо есть аллюзия не столько на солипсизм, сколько на адвайту. То же самое можно сказать про некоторые высеры Мистера Фримана, про большое количество Пелевинских сюжетов (хотя, например, «t» — чистый солипсизм), и многое другое[5]

Фильмы

Море, которое мыслит
Револьвер
Господин Никто
Матрица
Мирный воин
Киматика
Вавилон 5
Пределы Контроля
Бойцовский клуб[ЩИТО?]
Взломщики сердец(Сделка)
Молчаливая флейта
Дзен
Мастер Дзен Бодхидхарма
Почему Бодхидхарма ушел на восток
Путь к будде
Ангулимала
Шоу Трумана
Маленький Будда
Пробуждение жизни
Просветление гарантировано
Сатсанги, снятые на видеокамеру, тысячи их (см. на рутрекере)

Алсо, встречается мнение, что религия расовых пандорцев из «Аватара» есть также адвайта. Данное мнение представляет собой пиздёж, поскольку в пантеизме (которого, собственно, и придерживаются упомянутые синюшники) Природа обладает собственным разумом и помогает своим преданным детям[6]. В адвайте же Мирозданию глубоко похуй на проблемы отдельных объектов, в том числе и людей, а смерть, война, голод и разруха являются такой же составляющей частью общей гармонии, как радуга, бабочки, пони и котэ.

Алсо, Adwaita — дефолтная тема оформления третьего Гнома.